Ингвар Сигурдссон об Анатолии Букрееве: «Он был настоящим суперменом гор»

автор: Фестиваль Вертикаль

 

1 Августа 2015, 20:23

 Редакция: Какой молодец исландец!

Джейк Джилленхол и Кира Найтли, Джейсон Кларк и Джош Бролин, Робин Райт и Эмили Уотсон — фильм открытия приближающегося Венецианского фестиваля «Эверест» переполнен голливудскими звездами, играющими участников двух трагических экспедиций на самую высокую гору мира, их жен и проводников. На этом фоне неудивительно, что имя Ингвара Эггерта Сигурдссона, скорее всего, останется на задворках титров — хотя он сыграл в «Эвересте» самого интересного для российского зрителя персонажа.

 

 

Когда экспедиция Скотта Фишера попала в метель на высоте 8 километров, Анатолий Букреев вытащил из-под снега троих человек (пятеро в поднимавшейся параллельно экспедиции погибли) — а через полтора года погиб, поднимаясь на свой двенадцатый восьмитысячник. Сигурдссон играет его немногословным стоиком, философом от скалолазания — на контрасте с ковбоем Фишером Джилленхола. Сам исландец считает, что ключ к пониманию Букреева — советское происхождение, которое роднит его с еще одним персонажем Сигурдссона, инженером подлодки капитаном Гореловым из «К-19» Кэтрин Бигелоу.

 

 

 

«Лента.ру»: Сразу согласились на роль в «Эвересте»?

 

Ингвар Эггерт Сигурдссон:: Долго не сомневался. Не буду врать: ничего не знал о трагедии на Джомолунгме и своем персонаже. Но сценарий был сильный, с режиссером Бальтасаром Кормакуром мы не раз работали в Исландии, — и интерес возник сразу. Ну и, честно говоря, меня потряс сам персонаж. Букреев был неординарной личностью, фанатиком альпинизма. Чем больше я узнавал о нем, тем сильнее он меня захватывал. Особенно меня впечатлила его книга — это настоящий манифест, почти трактат в том, что касается его отношения к горам. Даже о женщинах не пишут с такой любовью.

 

??: Вам удалось понять, почему он был так одержим?

 

Многое в нем объясняет то, что он русский. Точнее, себя он считал советским человеком. Мне кажется, он просто был уверен, что его миссия именно в этом. Так же, наверное, чувствовал себя Гагарин, отправляясь в космос. Доказательство силы человеческого духа, ставшее смыслом жизни. Он не думал вообще ни о чем, кроме гор, вся его биография — самопожертвование.

 

 

Ради гор?

 

Ради вселенской красоты. Готовность пожертвовать жизнью ради возможности увидеть такой пейзаж, какой не открывается ни одному живописцу планеты, — что это как не трепет перед красотой мира? Букреев, в отличие от многих, всегда поднимался без кислородного баллона — он явно хотел прочувствовать высоту всем своим существом.

 

«Эверест», как и две экспедиции, вдохновившие фильм, переполнен персонажами — и актерами самого разного бэкграунда. Как вы находили общий язык?

 

Как и герои фильма, постоянно друг с другом собачились. Но в итоге сплотились — без трагедий, к счастью. Было здорово. C Джейком Джилленхолом мы постоянно обсуждали свои роли — Фишер и Букреев в жизни так-то были друзьями. Но мы решили немного заострить конфликт их мировоззрений, даже добавили сцену, которой не было в сценарии.

 

Что это за сцена?

 

На самом деле, просто диалог — но важный, мне кажется. В нем они высказывают свое отношение к альпинизму. И если для Скотта это легальное безумие, неслучайно его компания называлась «Горное безумие», развлечение, бизнес, то для Букреева — целая жизненная философия. В диалоге я использовал одну фразу из книги Анатолия.

 

 

 

Вы не впервые уже играете русских. Были Лопахин и Тузенбах в спектаклях Туминаса по Чехову.

 

Да и в кино тоже. Я играл капитана Горелова, старшего инженера подлодки в «К-19» у Кэтрин Бигелоу. Тоже был очень интересный опыт — и тоже, к слову, в фильме по реальным событиям. Не знаю, стал ли я лучше понимать русских — ведь сейчас не времена Чехова. Да и эпоха, породившая Букреева, ушла. Национальный характер проявляется по-разному. Букреев был советским, по собственному признанию, человеком — и был очень скромен. Но то, что ему удалось — это фантастика. Он был настоящим суперменом в своем деле.

 

Букреев принадлежит поколению, которое во многом росло на мифе об альпинизме — на сверхпопулярных романтических фильмах и книгах о нем. Советский герой 1960-70-х шел в горы проверять себя на прочность и в чем-то бежал от повседневности.

 

 

 

Не знаю, можно ли назвать Букреева романтиком в прямом смысле слова — в основе его авантюризма лежал строгий прагматизм, многолетняя спортподготовка. И уж точно горы не были для него способом эскапизма. Он ни от чего не бежал. Он жил ими. Но это могло быть не так для людей предыдущих поколений. А о каких фильмах идет речь?

 

Самыми большими хитами были «Вертикаль» и «Белый взрыв». В обоих снимался Владимир Высоцкий.

 

Про Высоцкого мне рассказывал Ринас Туминас. Теперь обязательно посмотрю.

 

Беседовал Денис Рузаев

 

Фильм об Анатолии Букрееве здесь:

 

 

 Материал: http://lenta.ru

 

Все комментарии - Добавить свой

Комментарии пока отсутствуют ...