Каждому фрирайдеру как предупреждение в начале сезона. Спасение из-под лавины

автор: кмс

6 Декабря 2015, 22:33

Эта история должна послужить предостережением всем, кто любит катать фрирайд. Она не должна заменять жизненно важную информацию, которую вы должны получить на лавинных курсах и у лыжных патрулей. Но в качестве живого примера прочитать это должен каждый.

30 января 2015 навсегда останется в моей памяти как самый страшный день в моей жизни. После недели катания в Les Crosets (Швейцария, на границе с Францией) нас накрыло огромным снегопадом, который не прекращался двое суток. Конечно, я и мои друзья решили воспользоваться этим, т.к. всю предыдущую неделю свежего снега не было.

Как и ожидалось, утренние спуски были очень крутыми, с морем свежего снега на трассах. Поскольку риск схода лавины был очень высоким (4/5), мы застряли на нижних подъемниках с минимальной лавиноопасностью. Так мы считали.

После обеда мы заметили, что лыжный патруль открыл подъемник Grande Coche, с которого открывались более длинные и интересные маршруты. Мы сразу поднялись и начали спуск под канаткой. В нижней части мы повернули к широкому кулуару, который выводил обратно к посадочной станции подъемника. Там я заметил свежий нераскатанный участок между деревьев, на котором я катал в 2013 году, в свой предыдущий визит в Les Crosets. Для того, чтобы попасть туда, нам нужно было пересечь 20 метров кулуара. Было круто видеть чистую нетронутую целину до самого низа, которая ждала наших первых линий.

Но, как только мы двинули по пухляку, наши лыжи кантами «нашли» жесткий обледенелый склон под 30-сантиметровым слоем свежего снега. Мы остановились и обсудили варианты. Сам склон среди местных считался довольно безопасным из-за своей малой длины и низкого расположения. К тому же я на нём уже раскатывал аналогичный свежий паудер в предыдущих поездках и никаких проблем не возникало. Поэтому мы решили всё-таки делать этот спуск.

Я пошёл первым. Это был, пожалуй, самый глубокий паудер в моей жизни. Глубокий снег облаком поднимался вокруг меня. Whiterooms одна за другой. Я выныривал из каждого облака на долю секунды, чтобы ухватить воздуха, увидеть траекторию и через мгновение погрузиться в новое облако паудера. В нижней части овраг делал поворот на 45 градусов и имел более крутой, но короткий участок длиной всего 20 метров, который заканчивался в ручье на дне кулуара. Контролируя свою скорость, я набрал воздуха в последний раз и погрузился в очередное облако снега, где всё пошло не так.

Я увидел, что снег вокруг меня берется плитами и начинает сходить вниз. Я направил лыжи прямо и пошел так быстро как только мог, чтобы обогнать сходящую «доску» лавины. Я полагал, что лучший вариант — пронестись на лыжах до ручья и по его льду выехать на противоположную сторону кулуара. Всё так и шло, но как только я пересёк ручей, меня впечатало в стену снега на противоположной стороне оврага. Я поднял глаза и увидел как лавина накрывает меня. Последнее, что я успел сделать, это поднять над головой лыжную палку. В конечном счёте это спасёт мне жизнь.

В течение секунды снег накрывал меня всё выше и выше, пока я не оказался в жуткой чёрной тишине, нарушаемой только звуком моего дыхания и бешеного сердцебиения.

«Окей, чувак» — сказал я себе, «ты покойник».

У меня был полный комплект лавинного снаряжения — бипер, лопата, щуп… Но я знал, что у моих друзей есть только лопата и щуп. Поэтому я был уверен, что они не успеют найти меня.

Не имея возможности двигаться, я попытался расслабить тело и сосредоточился на замедлении своего дыхания, чтобы сэкономить кислород. На удивление, я не чувствовал абсолютно никаких эмоций и спокойно ждал прихода смерти.

В этот момент я вспомнил о том, что успел поднять вверх лыжную палку. Я попытался двигать рукой и вдруг почуствовал как конец палки пробил поверхность снега!

Эмоции захлестнули меня. Я понял, что Эндрю, Ден и Лео смогут найти меня когда увидят торчащую палку. Самое сложное в этот момент было продолжать шевелить палкой в вытянутой руке и одновременно сохранять спокойствие и размеренное дыхание. На счету был каждый вдох.

Через какое-то время вокруг стало светлее и я услышал приглушенные голоса своих друзей. Спустя минуту я увидел свет — Дэнни и Лео откопали моё лицо. Я смог только простонать и выдавить из себя пару слов: «Боже, как я рад видеть вас, ребята!».

Я разрыдался от счастья и облегчения, но это был еще не конец.

Ребята раскопали только моё лицо, однако я по-прежнему стоял полностью вкопанный, а над моей головой было еще 1.5 метра снега. Но, что меня реально пугало больше всего — это то, что мы втроём находились прямо под длинным склоном, огромная часть которого могла сойти лавиной в любой момент и точно похоронить всех нас. Я знал, что Эндрю поехал за спасателями, но мысль в любую секунду быть похороненым второй раз была ужасной.

Вскоре Эндрю приехал в сопровождении двух швейцарских спасателей. Втроём они сразу принялись помогать Дэну и Лео откапывать меня. Несмотря на наличие 5 человек с лопатами, прошёл почти час пока я был освобождён из-под снега. Я благодарен спасателям за их помощь, и, конечно, еще больше я благодарен своим друзьям, без которых я точно не смог бы написать этот рассказ. С того дня мы железно договорились никогда не катать вне трасс, даже в «безопасных» местах, без полного лавинного комплекта у каждого (бипер, щуп, лопата).

Что еще более важно: мы все получили очень хороший урок о принятии решений, чтении условий и местности. К примеру, я не заметил того сугроба на противоположном склоне кулуара, который не дал мне выехать наверх. Но главное: если бы мы, заметив обледенелый склон под свежим снегом, повернули обратно, ничего этого не случилось бы.

Не повторяйте моих ошибок, будьте максимально консервативными, принимая решения в горах. 30 января мне повезло. 75 другим райдерам в Альпах за эти пол-сезона — нет. Всегда берите с собой бипер, лопату и щуп, и пройдите хотя бы минимальные курсы лавинной безопасности. Это просто может спасти вам жизнь.

Берегите себя.

James Mort, 2015
Контакт: [email protected]
Блог: avalanchesurvival.tumblr.com

Источник

Все комментарии - Добавить свой

Комментарии пока отсутствуют ...