Куртки утепленные
Рукавицы до - 20С
Шапки
Шапка флисовая
Балаклава и маска на лицо
Кепка
Сандали треккинговые
Скальные туфли
Cтраховочное снаряжение
Страховочная система (поясная беседка)
Самостраховка
Коврик плоский
Коврик самонадувающийся
Посуда
Личная посуда (кружка, миска, ложка, нож)
Термос 1 л
Фляжка для воды 1л
Все новости

Роман Венедиктов. На Эльбрус и обратно — что это было?

31 Января 2020, 15:57

Шел 11ый час с момента старта — в голове пустота, ноги не держат, но кое-как топают вперед, руки опираются на палки страхуя от заваливания набок, картинка в глазах двоится, горло пересохло. Чтобы выдавить из себя звук надо набрать воздуха в легкие, которого и так не хватает. Приступы тошноты останавливают шаг, моя группа ушла вперед, сзади никто не догоняет и рассчитывать мне не на кого. Вдруг поднимаю голову и вижу как навстречу идут мужики из МЧС, один протягивает мне платок пропитанный нашатырем. Остаются считанные шаги до вершины Эльбруса на высоте 5642 метра…

Идея покорить вершину Эльбруса поселилась в моей голове после просмотра кругосветки Алексея kamerzanov. В горах я был много раз катаясь на сноуборде, один раз забрался в кедах и кофте на вулкан Тейде в Испании (2300м -> 3700м), на этом весь мой опыт альпинизма заканчивается. Прошлым летом я активно катался по Москве на прокатных великах и под закрытие сезона проехал аж 100 км за 7 часов, поэтому идея пойти на Эльбрус показалась мне логичным продолжением абсурдных поступков. Но чтобы идея стала окончательно бредовой, я решил не готовиться в плане физической формы — ведь 7 сезон Игры Престолов будет поважнее. Путевку и билеты оформил в мае и стал ждать августа на диване с айпадом. По видосикам я понял, что в основном туда идут люди плохо подготовленные, но поскольку я физически здоров и офигенно готов (см опыт выше), то для меня это будет раз плюнуть. Боялся лишь, что будет маловато приключений и нагрузки, поэтому заранее узнал, что можно бесплатно сгонять и на вторую вершину Эльбруса в день восхождения на первую. Что ж, такой расклад был мне по душе, и я радостно отправился в путь навстречу приключениям!

Организация

Покорять вершину Европы можно с юга, как делают нормальные люди, или с севера как одичалые. По времени подъем может длиться от 3х дней до бесконечности и это не шутка – гора забирает несколько десятков покорителей в год. Представляю какая получится армия, если их поднимет Король Ночи. Стандартная программа, которую выбрал я, предлагала пойти с юга и уложиться в 7 дней, что на самом деле весьма разумно для новичка, ибо не престало жителям Вестероса тратить много времени в Черном Замке. А условия проживания на горе, поверьте, не лучше, чем в Ночном Дозоре, так что от прямого сравнения тут, боюсь, не уйти.

Наш отряд собрали из 8 бойцов из разных земель, один вообще оказался с Железного Острова (который Великобританией в миру зовется). Во главе отряда стоял опытный волк – 215 восхождений и столько же спусков, это важно. Порядок в отряде был армейский – нас строили и вооружали как на битву против Ланистеров, это вам не в порту развлекаться по системе все включено. Одежды и доспехов у каждого было столько, что можно было одеть всех торговцев в блошином конце. От этого рюкзаки у некоторых были больше, чем они сами. Но настрой у всех был боевой, поэтому мы радостно переживали все невзгоды и лишения.

Начало

В первый день подготовки нас пустили прогуляться вверх по склонам горы Чегет, чтобы запустить процесс акклиматизации. Надо признать, что именно этот процесс является самой большой проблемой и что подготовиться к нему на равнине невозможно – можно только пережить. Акклиматизация обычно наступает на третий день, так что в первый я резвился на склоне словно молодой бычок из анекдота про телочек – так меня оценил наставник. Мы славно потрудились на склоне, поэтому заслужили отличный обед и вечер отдыха.

Вдыхаем здоровье

Чегет — начало пограничной зоны с Грузией

Альтернативный маршрут для разминки, коровник действует как ускоритель благодаря запаху

Национальный Парк Приэльбрусье, где мы и жили

На следующий день предстояло заселиться в тот самый Черный Замок на высоте 4000 метров, набор высоты составил почти 2000м за день, благо мы преодолели его на трех подъемниках и ратраке (читай – драконе). Тут можно начать говорить о том, что такое восхождение не является честным, но если идти с самого низа – то это либо спортивный забег на время, либо безумие на несколько недель. Так что не стоит тратить силы на высоты до 4000м на Эльбрусе – для этого есть Чегет и горки пониже. Разместившись в тесных вагончиках, мы вышли на ледник – как же я мечтал о прохладе этим летом! Поупражнялись с оружием (читай – ледорубом) и щитом (страховкой), все с легкостью овладели навыками экстренного торможения на склоне.

Ледоруб — вещь!

В конце второго дня нас ждала мучительная ночь в Черном Замке — из-за резкого набора высоты и недостатка жидкости в организме (банально забыл воду) акклиматизация началась раньше и проходила жестче. Я задыхался, меня бросало то в жар, то в холод, чувствовалась слабость и впервые возник вопрос «зачем я это делаю?». Не мог уснуть я, не могли и другие – горняшка к нам пришла также быстро и внезапно словно набег одичалых на южные земли. Иногда я представлял, что ко мне подойдет рыжеволосая Игритт и прошепчет «Ты ничего не знаешь, Джон Сноу», но вместо этого я жадно пил воду и звал своего друга Питэра Железнорожденного помочь мне вылезли из спальника. Да, та ночь была темна и полна ужаса, но что было на Эльбрусе – остается на Эльбрусе.

Тренировка

Следующее утро мы встретили поломанными, а поскольку душа нет, то и слегка одичалыми. Наставник дал команду собираться сразу после завтрака, тк предстояло дойти от лагеря до скал Пастухова (4000 -> 4800м), а затем вернуться к обеденной трапезе. Легко сказать, труднее сделать – я грустил в конце отряда. Погода быстро менялась, но мы справились с задачей за каких-то 4 часа. Тогда я, наверное, впервые за много лет хорошенько вымотался. Истории про недостаток кислорода оказались правдой – с каждым шагом вниз со скал Пастухова мое настроение улучшалось многократно. В голове крутилась мысль – если мы еле-еле дошли до 4800, то как идти выше? Но логика в том, что если ты дошел до 4800 и вернулся спать на 4000, организм запомнит эту высоту и в следующий раз ты пойдешь с 4800 выше как будто ты начал на 4000. Да, такой вот каламбур, но на самом деле работает. Там же, на скалах Пастухова, мы приняли однозначное решение брать дракона в день подъема, чтобы добраться из лагеря до скал, иначе мы просто не дойдем до цели как Роб и Кейтлин Старк. Согласитесь, не хотелось бы повторить их судьбу. Тут опять же можно говорить о честности восхождения, но друзья – без ратрака подъем на Эльбрус носит чисто спортивный характер, а мы – обычные новички. Это все равно, что драться с Серым Червем, если ты – Сэмвелл Тарли.

На месте сгоревшего Приюта-11

Пока еще тепленькие и живенькие

Восхождение

Команда подъем была в 00-30, завтрак в 01-00, вышли мы из лагеря на штурм вершины в 02-00. Расписание жесткое, поскольку завязано на движение ратраков, которые последовательно поднимают несколько групп. С учетом настоящей зимней пурги (winter is coming, всех же предупреждали!) наш старт вовсе не был ранним, как может показаться. Примерно в 02-30 мы оказались на скалах Пастухова продуваемые всеми ветрами и засыпаемые снегами – наш отряд начал героическое восхождение в полной темноте и тишине. Поглядеть на наш подвиг были вызваны еще два гида – молодые бойцы из местных земель, они замыкали группу и помогали прокладывать тропу.

Питэр, смотри на гору!

Питэр, сфоткай меня — ору я и протягиваю ему телефон

Вопреки ожиданиям, рассвет не прибавил сил – мы лишь увидели насколько бесконечен и мучителен был траверс вдоль восточной вершины. Мы шли уже часа 3 или 4, когда достигли примерно 5100, горняшка начала подступать снова. В этот раз я боролся горячим чаем и сникерсом – становилось чуть легче, но горло пересыхало вновь и вновь. Нас обогнали несколько отрядов, поскольку один шаг в 4 секунды – это все-таки медленно. Но таковы правила – гид должен обеспечить подъем всех бойцов, поэтому крадемся со скоростью заключенного перед казнью.

Полный размер
Привал в начале траверса, пурга спустилась ниже

Но новый порыв не заставил себя долго ждать, мы снова превратились в Йети

Главное в горах — мазать губы

Солнце уже было высоко, когда мы, наконец, оказались на седле, хотя правильнее назвать это место плахой. Там решается судьба каждого – либо ты используешь остаток сил, чтобы безопасно спуститься, либо ты принимаешь безумное решение двигаться дальше, не думая о последствиях в виде очень долгого спуска.

Питэр на седле

(качество айфон 4) А вот так дорога уходит выше — на западную вершину с конечной остановкой на 5642м. Уклон адовый, останавливаться на косой полке нельзя! Идти по видимой части больше часа точно, а там еще как минимум столько же невидимой

Но можно развернуться и двинуть назад на траверс…

В тот момент я подумал – если бы седло было вершиной, для меня испытаний было бы достаточно, но у горы иное мнение. Это было примерно 60-65% пути до вершины — оставалось не так много, но помноженное на крутизну подъема и еще меньший кислород, это было реально тяжелое испытание. Хотя это сейчас я так логично рассуждаю, а на седле я думал только о том, как бы отлить не испачкав штаны и страховку. Но дела оказались куда хуже, чем я думал – чай внезапно покинул меня, организм подал в отставку и требовал прекратить насилие. Я был не одинок – некоторые просто валялись в снегу как убитые, другие положили головы на колени изображая крылатую фразу «абонент временно недоступен». Наверное, со стороны мы казались стайкой упоротых наркоманов, некоторые из которых крепко торчат, а другие их догоняют. Но дело было на 5200м, а там своя атмосфера.

В итоге с помощью какой-то матери мы тронулись в путь на косую полку. Из-за обезвоживания часть мозга отключилась, поэтому дальнейший путь я помню смутно. Это с одной стороны хорошо – если бы мне сказали, что мы идем уже 9 часов и до вершины еще минимум час, то я бы рухнул заживо, а с другой – перед восхождением я ведь хотел полюбоваться красотами. Наивный! Хорошо, что телефон работал – красотами я теперь любуюсь на экране и немного перед зеркалом, залечивая обмороженный нос.

Еще немного

Но красоту я все же смог почувствовать, когда вышел на финишную прямую, откуда открывался вид не пьедестал – небольшой холм залитый солнцем и занятый в тот момент шестью неграми из Южной Африки. Эти ребята вышли на два часа раньше нашего и добрались до заветной тумбы всем отрядом. Как потом они уместно охарактеризовали погодные условия, процитировав Джесси Пинкмана – Russian weather is a bitch! Шучу, там было без слова weather. И Russian. Я же забрался на холм последним в своем отряде и провел на вершине от силы минуты три. Хорошо, что успел сделать немного снимков, иначе восхождение просто бы вылетело из памяти как плохое воспоминание.

Вид с холма на финишную прямую — тропа очень пологая, но идти сил все равно нет

Вершина — лишь полпути!

Спуск

Восхождение на Эльбрус бывает двух категорий – тяжелое и очень тяжелое. Угадайте, какое было у нас… Спуск имеет такую же классификацию, тут зависит от погоды и физических способностей. Мне спуск показался просто тяжелым, кого-то он потрепал сильнее из-за прежних травм или просто непереносимости длительной нагрузки на колени. Из-за этого можно наблюдать картину как гиды обвязывают веревками ноги некоторых бойцов и просто волочат их вниз по склону, дабы побыстрее насытить кислородом пока еще живое тело. Зрелище с одной стороны напоминает детские забавы, а с другой навевает дурные мысли. Я спустился стоя на своих двоих – пусть не быстро, но сам. За все время поездки я не принял ни одной таблетки или добавки. Да, я шатался и не мог стоять прямо, да у меня двоилось в глазах, да я стер себе ноги и обморозил нос, но я сам добрался до вершины и спустился с нее! Там наверху мне было ужасно плохо, я как будто постарел на 50 лет и волочил ноги, опираясь на палки, как старый дед. Но с каждым метром спуска я приходил в себя, усталость испарялась также быстро как появляются и погибают герои в Игре. По возвращению в стартовый отель на высоте 2000м в тот же день, когда мы делали восхождение, я даже подумал – а не прогуляться ли мне перед ужином?

Полный размер
О, этот вид я запомню надолго. Скалы Пастухова — это небольшая клякса посередине правой вершины, далее строго наверх и налево на траверс

Так закончилось это безумное приключение, которое показало границы наших возможностей. Я еще не до конца осознал, что это все произошло со мной по-настоящему. Покорение горных вершин — это новая реальность, новое измерение собственных возможностей и новые открытия. Я желаю УДАЧИ всем тем, кто отважится на подобное, и я безмерно уважаю тех, кто болеет горами. До встречи на спуске с вершины!

Правильный оператор — основное слагаемое успеха