+7 800 222-88-48

Группа Клуба 7 Вершин "Birch Crew" продолжила акклиматизацию на склонах Эльбруса

Андрей Березин, супер-гид Клуба 7 Вершин из Приэльбрусья: Новости Приэльбрусья. Группа "Birch Crew" продолжает акклиматизироваться, теперь уже на склонах Эльбруса. В рамках программы мы освоили снежно-ледовые навыки: передвижение в ... читать больше

Андрей Березин, супер-гид Клуба 7 Вершин из Приэльбрусья:

Новости Приэльбрусья. Группа "Birch Crew" продолжает акклиматизироваться, теперь уже на склонах Эльбруса. В рамках программы мы освоили снежно-ледовые навыки: передвижение в кошках,  самозадержание с помощью ледоруба и передвижение по перильным веревкам.

Гид программы  Андрей Березин.

Приглашаем в поездки на Эльбрус!

Зиябутин Гаджимирзаев. ВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК ЛЕНИНА

Памир! Пик Ленина! 7134м! Впечатляет! Три года назад я уже участвовал в экспедиции на пик Ленина. К сожалению, из-за погодных условий нашей группе тогда не удалось взойти на вершину. Вот что писал тогда я в Инстаграм и Фейсбуке по горячим ... читать больше

Памир! Пик Ленина! 7134м! Впечатляет!

Три года назад я уже участвовал в экспедиции на пик Ленина. К сожалению, из-за погодных условий нашей группе тогда не удалось взойти на вершину. Вот что писал тогда я в Инстаграм и Фейсбуке по горячим следам после экспедиции. «Три дня ожидания погоды на высоте 6100м. Непрекращающийся снег, ураганный ветер и плотный туман, который окутал гору целиком, не оставили нам никаких шансов на восхождение. Было принято общее решение спускаться вниз, так как находиться на такой высоте дальше было небезопасно для здоровья.

К сожалению, непогода сделала своё ужасное дело: три несчастных случая, пока мы находились на 6100. Погиб иранский альпинист, а тела ещё двух человек, мужчины и женщины, пока не нашли. Ещё один сломал ногу. Наша группа готова была и морально, и физически подняться на вершину, но, учитывая, что мы попали в самый пик непогоды, важно, что спустились вниз живые и невредимые! Гора подождёт!!! Всем, кто переживал, большое спасибо!!!».

И вот, спустя три года, я снова на Памире! Снова с «Клубом 7 Вершин». И снова «7 Вершин» сотрудничает на горе с компанией «Ак-Сай Трэвел».

Всего в группе на восхождение было четырнадцать участников, не считая гидов. Забегая вперед скажу, что один из участников группы, Алексей, в ходе экспедиции решил взойти на вершину с индивидуальным гидом, что он и сделал успешно на несколько дней раньше нас. Еще один участник группы прервал восхождение раньше времени по состоянию здоровья. В составе группы был один француз – Пьер, остальные участники представляли разные регионы России. Большинство в группе были отлично подготовлены физически. За плечами некоторых участников группы были такие серьезные вершины, как Аконкагуа и Денали, не говоря уже о других вершинах. Главным гидом был Володя Котляр. Одним из гидов также был Дима из Омска, который был нашим гидом три года назад тоже.

Отмечу, что дней за десять до отъезда на Памир я в довольно безобидной ситуации сломал ребро в левой части туловища. Были справедливые опасения, что это может сыграть со мной злую роль при восхождении. Однако, особых проблем, связанных со сломанным ребром, на горе у меня не возникло. На первый план вылезали другие, обычные на высоте, проблемы.

В основном, все участники прибыли в Ош 1-августа, а 2-го мы, закупив предварительно все необходимое, уже выехали на двух микроавтобусах в базовый лагерь. Писать тут о своих впечатлениях об Оше и дороге до базового лагеря не буду. Об этом я уже писал три года назад в своем отчете. Ближе к вечеру после почти семи часов езды мы оказались в базовом лагере пика Ленина на высоте 3600м. Описывать лагерь подробно, как в прошлый раз, также не буду. Скажу только, что и базовый, и первый лагеря на пике Ленина устроены достаточно комфортно и все условия, какие возможны на этих высотах, здесь есть.

В базовом лагере мы провели по плану два дня. Во второй день пребывания в лагере у нас был запланирован акклиматизационный выход на один из близлежащих вершин – пик Конной полиции (4150м.). Выход получился легкой прогулкой, если не считать, что на обратном пути пошел мокрый снег и все успели промокнуть, в чем, конечно же, мало приятного.

4-августа, на третий день с начала экспедиции, наш путь лежал в направлении лагеря 1 на высоте 4400 м. До луковой поляны доехали на машине. Далее предстоял пеший переход. В самом начале перехода обратил внимание, что среди мемориальных табличек на небольшой скале, напоминающих о трагедиях, разыгравшихся на склонах пика Ленина в разные годы, появилась табличка Натальи, погибшей под лавиной во время нашей прошлой экспедиции на эту гору. Вова Котляр, который дружил с Натальей, положил цветы на табличку! Сам пеший переход до первого лагеря прошел без приключений за четыре с небольшим часа в сопровождении многочисленных степных сурков, которые активно и дружелюбно «приветствовали» нас на всем маршруте. Как я прочитал в Интернете, они отличают альпинистов от местных жителей в том смысле, что могут с удовольствием позировать первым и бежать, что есть силы, от вторых.

На следующий, после прибытия в первый лагерь, день мы совершили еще одно акклиматизационное, уже более серьезное восхождение на пик Юхина (5130м.), которое заняло чуть менее трех часов до вершины. Правда, несколько участников прилично отстали. Тем не менее, все взошли на вершину успешно, после чего в спокойном режиме спустились обратно в лагерь. Виды с вершины пика Юхина были потрясающие!

6-августа сходили всей командой на ледник, пару часов потренировались в умении ходить в кошках, в связках, в использовании спусковых устройств и жумаров. Жумар - альпинистское снаряжение, с помощью которого поднимаются по вертикальным перилам. Все это происходило под зорким вниманием и умелым руководством наших гидов. После – отдых и подготовка к завтрашнему переходу, так как начинался акклиматизационный выход в верхние лагеря.

Ночь с 6 на 7 августа. Подъем в три часа ночи. Час времени на завтрак и подготовку к выходу, и в четыре часа ночи, в полной темноте, мы начинаем достаточно серьезный переход из лагеря 1 в лагерь 2 на высоте 5400м. Набор высоты – 1000 м. В начале проходим пару километров по леднику практически без набора высоты, после чего оказываемся в самом низу долгого и изнуряющего подъема. Здесь уже при свете налобных фонарей надеваем обвязки, страховки, кошки и составляем связки по два-три-четыре человека. Кроме нас, на маршруте еще несколько групп, кто – сзади нас, кто – спереди.

Подъем достаточно тяжелый и опасный - весь склон изрезан трещинами. Некоторые достаточно большие и по нескольку десятков метров, а может, и больше, глубиной. А некоторые не сразу разглядишь. Необходимы особая внимательность и полная концентрация для безопасного прохождения трещин. Большие трещины проходим с помощью лестниц. Есть и такие огромные трещины, которые просто так не перейдешь, и тут приходится обходить эти трещины вдоль нее, пока не будет нормального места для перехода. Постепенно уже становится светло, и мы меняем налобные фонари на солнцезащитные очки. Подъем дается нелегко, тем не менее, мы его проходим полностью и выходим на «сковородку». Отсюда лагерь 2 уже хорошо виден. Но идти еще предстоит достаточно. Необходимо пройти «сковородку», сначала понемногу теряя высоту, а в конце – набирая ее. Прямо перед лагерем тоже зияют огромные трещины, которые приходится обходить внимательно. На последний подъем перед лагерем сил почти не остается. Отмечу что, если три года назад на первый подъем до этого лагеря ушло более десяти часов, сейчас мы справились за восемь с небольшим часов, после чего оказываемся в лагере 2 на высоте 5400м.

Второй лагерь, как я и раньше писал, расположен на крохотной наклонной площадке, и является нагромождением палаток, камней и льда. Но другого выхода для расположения лагеря нет, палатки там просто больше негде ставить. Лавиноопасность, множество трещин и камнепады не оставляют другого выбора. Раньше лагерь этот располагался пониже, на «сковородке». Но, после весьма и весьма печальных событий 1990 года, когда сорвался гигантский ледник и полностью уничтожил лагерь 2, унося жизни 43 альпинистов из 45, находившихся в лагере, лагерь перенесли туда, где он сейчас и находится. Очень неудобное место, зато – безопасное!

В этом лагере понимаешь сразу, что действительно находишься в горах. И маленькие палатки, в которые забились по два человека, хотя тут и одному-то развернуться негде (я был один в палатке, но от этого особо легче не было), и отсутствие всяких удобств, и погодные условия, и отсутствие сна и аппетита. Понятно, не курорт! Но, нам для акклиматизации здесь необходимо провести две ночи подряд, при этом нужно на следующий день еще подняться на гору Раздельную на высоте 6148 метров и спуститься обратно сюда для повторной ночевки.

Подъем на Раздельную тоже был непростой. Шли плотной группой, без связок. Вначале идет резкий набор высоты метров на 200-250. Приходится лезть вверх внимательно, так как встречаются трещины. Затем более пологий длинный участок по гребню с постепенным набором высоты, в конце которого перед тобой резко встает вертикальный взлет метров на 300, может, и более. Этот взлет отнимает очень много сил, которых и так немного. Тем более проходить его надо в «лоб»! Приходится несколько раз останавливаться на привал, во время которого надо быть начеку, чтобы что-либо из снаряжения, которое снимаешь во время привала (перчатки, палки, рюкзаки), не ушло вниз по склону.

Несмотря ни на что, группа уверенно преодолевала подъем. Через пять часов после выхода из лагеря 2, преодолев 750 метров по вертикали, мы оказались на вершине Раздельной, вернее, рядом с ней, где на высоте 6100 метров расположен лагерь 3, уже штурмовой. Но штурмовать вершину мы сейчас не будем, идет акклиматизация. Мы еще сходили на вершину Раздельной (6148м.) и устроили там фотосессию, в том числе, с флагом «Клуба 7 Вершин». Правда, был плотный туман и видимость была очень слабая.

Побывав почти час на Раздельной, мы начали спуск обратно, во второй лагерь. Спуск прошел стремительно. Хоть и растянулась колонна при спуске, часа через полтора-два все благополучно спустились.

Вторую ночь во втором лагере в палатке я опять был один, но даже одному там было не развернуться, тем более в палатке еще находятся все твои вещи. Стоит чуть-чуть голову приподнять, как тут же твое лицо обжигает холодный снег, который в виде конденсата оседает на внутренней стороне палатки. То же самое будет потом и в третьем лагере, которое в конце концов сыграет со мной злую шутку уже после вершины. Но до этого еще рано. А пока, из-за неровности площадки под палаткой все время скатываешься набок. А «площадка» под палаткой, это – лед и камень. Почти, как у Пушкина получилось, у которого было «лед и пламень». Ни в первую, ни во вторую ночь в этом лагере я толком уснуть не смог. Пару раз засыпал, но тут же просыпался. Коротал время, как мог. И аппетит был неважный, ел очень мало. Постоянное тошнотворное состояние не позволяло есть.

Акклиматизационный выход завершен. Утром 9 августа мы начали спуск вниз, в первый лагерь, в «цивилизацию». Шли все так же, в связках, осторожно переходя многочисленные трещины. Спуск занял около четырех часов. Некоторые из нас сделали привал в лагере «Central Asia Travel» (Тяньшанка), который находится примерно на той же высоте, что и наш первый лагерь, но в паре километров от него. Здесь мы встретили идущего вверх с двумя клиентами известного альпиниста Виктора Бобка, с которым тепло пообщались и сфотографировались на память. Погода была отличная и мы хорошо отдохнули здесь под аккомпанемент разных напитков, включая пиво. После чего спокойно зашагали в наш лагерь.

После подъема на 6148м. и двух ночей на 5400м. в лагере на 4400м. мы чувствовали себя прекрасно. Я смог наконец-то поспать, аппетит также вернулся. Привели себя в порядок, практически все приняли душ в лагерной бане, хотя баня на такой высоте может таить серьезную опасность. Обошлось, тем более, все после бани укутались плотно, и какое-то время находились в палатках, не вылезая наружу.

По плану мы должны были провести в первом лагере два дня отдыха, после чего идти на штурм вершины с промежуточными ночевками во втором и третьем лагерях. Но погода внесла свои коррективы. Наиболее благоприятный прогноз для штурма вершины намечался на 16 августа. До этого прогноз был весьма неблагоприятный и нам пришлось провести в первом лагере пять дней вместо запланированных двух. Зато за эти дни мы успели немного отдохнуть, подкрепиться, выспаться.

В один из дней отдыха мы, часть группы в составе 7-8 человек, в свое удовольствие прогулялись ниже лагеря, любуясь замками, которые удивительным образом устроены природой! Зрелище было красивое! Еще один день, уже в полном составе, прогулялись вверх к еще одному красивейшему природному замку. Устроив на его фоне фотосессию, мы поднялись метров на пятьдесят вверх и заодно на безымянной вершине отметили день рождения одной из участниц нашей группы – Анны Корпушенковой. Открыли по этому поводу бутылки вина и коньяка и произнесли поздравительные слова в адрес именинницы. К обеду уже были в лагере.

…14 числа в 4 часа ночи мы снова выдвинулись наверх. Уже для штурма вершины! На этот раз на подъем до второго лагеря у нас ушло чуть более 7 часов. Проведя ночь во втором лагере, мы на следующее утро направились дальше, наверх, в лагерь 3. Поднялись на Раздельную за четыре с небольшим часа. Здесь распределились по два человека в палатке. Со мной был Пьер, француз. Хотя я не знаю английского и французского, а Пьер знал лишь несколько слов по-русски, тем не менее, понимали друг друга.

По плану мы должны были в три часа ночи выходить на штурм вершины. Но, несмотря на то, что мы еще в первом лагере провели три лишних дня, пытаясь поймать погодное окно, погода явно оказалась «нелетной», и было принято решение на штурм не выходить, переждать в третьем лагере еще сутки в надежде на улучшение погоды. Ночью из-за отсутствия сна я выходил из палатки, думал прогуляться немного. Лучше бы не выходил. Снаружи был такой буран, что, когда захотел зайти обратно, не сразу нашел свою палатку.

В течение следующих суток мы время от времени вылезали из палаток как для встряхивания с них снега, так и для общего тонуса. Постоянно, то с одной, то с другой палатки доносилась кашель, словно мы находились в каком-нибудь диспансере. А в палатке я время коротал за чтением книги Валентина Пикуля «Фаворит». Эти две ночевки на высоте 6125м. в ожидании погоды были непростыми. Дело в том, что организм на такой высоте не восстанавливается, а общее состояние постепенно ухудшается. За это время я лично почти не сомкнул глаз, практически ничего не поел. Не было никакого аппетита, сильно тошнило. Только время от времени делал глотки воды. Высота сказывалась!

Наконец, в половине четвертого ночи, 17-го числа мы вышли на штурм вершины. Нас было 12 человек, не считая гидов. Довольно холодно, все одеты по полной! Путь освещают налобные фонари. Перепад между штурмовым лагерем и вершиной пика Ленина составляет чуть больше 1000 м. И так достаточный перепад! Но беда в том, что вначале необходимо спуститься вниз на 200 метров до седловины и только потом начинать подъем! Получается 1200 метров вверх. На 7-тысячной высоте это очень даже немало! К тому же не надо забывать, что в конце спуска эти же двести метров надо преодолеть еще вверх! Ничего не поделаешь! Надо спускаться вниз и потом уже двигаться вверх! Не поставишь же виадук через седловину!

После седловины вверх ведет довольно крутой каменистый гребень. Поднимаемся серпантинами. Отсутствие снега на гребне объясняется довольно сильными штормовыми порывами ветра, которые «балуют» здесь восходителей. Снег просто не успевает здесь залеживаться, как тут же его уносит этими порывами вниз и в сторону. Участок этот непростой, все-таки почти 600 метров относительно крутого подъема! Выматывает! Пока проходим гребень, уже рассвело. Убрали фонари, надели очки. Справа от нас на достаточном расстоянии четко видим остроконечные пики Коммунизма и Корженевской! Два семитысячника рядом! Красивое зрелище! Но любоваться нет ни времени, ни сил! Цель одна – вверх, вверх, вверх! Вскоре склон постепенно выполаживается и мы выходим на плато, на 6400м. Здесь привал, перекус, питье. Но мне, по традиции, ничего не лезет, сильно тошнит. Только губы промочил и дальше.

После плато набираем немного высоты по относительно несложному склону и выходим на довольно крутой гребень, так называемый «нож». Этот участок крутого снежного склона считается наиболее опасным участком на пути к вершине! Он представляет собой крутой взлет - не то снежный, не то ледовый, метров 60-70 по вертикали. Здесь уже висят веревочные перила. «Нож» проходим с помощью жумаров. По-другому не пройдешь, можно сорваться вниз!

Подождали, пока все пройдут «нож» и далее по пологим скальным участкам с небольшим набором высоты выходим на относительно ровный участок с обилием камней и скальных обломков. Ну и снега тут достаточно. Здесь устроили привал, минут на 20. Кто-то дал мне чаю, и на этот раз я смог сделать несколько глотков. Вова объявляет трехминутную готовность. Подъем и дальше вверх! До вершины еще идти и идти, набирать высоту и набирать!

Далее мы поворачиваем налево и идем вдоль нескончаемого снежного склона, медленно набирая высоту. Очень много снега. Силы, которых и так немного осталось, тают. Каждый шаг дается с трудом. Кажется, что вершина вот-вот должна показаться, но ее все нет и нет. Но я все равно чувствую ее близость и появляется уверенность, что дойду до нее. Других вариантов быть не должно!

Выходим на предвершинное плато. Это уже 7000 метров над уровнем моря! Я еще не был на такой высоте! Аконкагуа осталась внизу!  Дальше идут очень протяженные участки вершинного купола. Тут скалы чередуются со снегом, пологие участки - с подъемами! Последний участок группа шла уже сильно растянувшись. Гиды дали возможность идти, кто как может.

И вот уже мы видим вершину! Остается один рывок, на морально-волевых! И, наконец, примерно в три часа дня я на вершине пика Ленина! Человек 6-7 из группы уже здесь. Остальные постепенно тоже доходят до вершины!

Это – здорово! Есть вершина пика Ленина! Есть 7134м! Но сил и эмоций почти не осталось!  К тому же холодно очень, ветер – ураганный! Понимаешь, что наблюдаемое снизу в ясную погоду явление тумана над вершиной пика Ленина и есть ураганный ветер, бушующий на вершине и поднимающий в воздух снежную пыль. В первую очередь я взял в руки бюст Ленина, который находится на вершине и обнял его! Все-таки, знак вершины! Потом вытащил из рюкзака Дагестанский флаг и сфотографировался с ним. Хотел еще сфоткаться с бюстом и записать небольшой ролик. Увы... Пока вытаскивал флаг, фоткался и убирал его обратно в рюкзак, руки так замерзли, что вытаскивать еще раз телефон и фотографировать не было никакой возможности! Руки никак не хотели согреться. Вова Котляр сделал еще общее фото группы с флагом «7 Вершин» и всё. Ничего поесть на вершине я не смог, только опять промочил немного губы.

Побыв в общей сложности на вершине минут двадцать-тридцать, я начал спуск. Гидов было достаточно и поэтому спускались группами по несколько человек в зависимости от состояния участников. Уже через час с небольшим с начала спуска я оказался в первой группе спускающихся из 4-5 человек. Вел нас Никита, гид «Клуба 7 Вершин». Уже остались позади и предвершинное плато, и нескончаемый снежный склон, и «нож», и плато на 6400м. Подходим к седловине. В это время сообщили по рации, что навстречу нам идут два представителя «Ак-Сай Трэвел» с горячими термосами чая! Учитывая мороз и ветер, самое то! Спасибо, «Ак-Сай Трэвел», за такую инициативу! Я сразу вспомнил Ольгу Нижанковскую, которая семь лет назад после нашего спуска с Аконкагуа в штурмовом лагере вышла нам навстречу с горячим компотом уже в темноте. Аксайтревелцы даже не стали ждать, пока мы спустимся до седловины, а поднялись еще метров 50 вверх навстречу нам, спускающимся вниз. Но… Рано радовался, говорят. При виде чашки чая, которую протянули мне, меня так затошнило, что пришлось отказаться от чая. Получилось, что на всем протяжении подъема и спуска в течение 17 часов напряженного труда на такой огромной высоте я сделал лишь несколько глотков чая. И все. Поесть ничего не смог. Увы, на больших высотах эта проблема постоянно преследует меня.

Нам еще предстояло с седловины подняться вверх на те самые двести метров, отделяющие седловину от штурмового лагеря. Ох, как это тяжело после такого длинного спуска подниматься вверх! Ноги как могут сопротивляются этому. Им же не объяснишь, что надо! Однако, выхода нет. С несколькими небольшими привалами на ходу все-таки преодолеваем этот подъем и в восемь часов вечера мы, первая группа из 4-5 человек доходим до лагеря. Остальные участники при спуске сильно растянулись на горе. Если я не ошибаюсь, последний участник из группы спустился в лагерь в час ночи с Котляром.

Мысли были побыстрее упасть в палатку. Но, как говорится, мы предполагаем, а Бог располагает. В палатке меня ждала проблема. Спальник мой каким-то образом оказался частично замерзшим. И через некоторое время, как я залез в спальник, он начал мокнуть. Понял, что лежать (о сне и разговора не было) в мокром спальнике я не смогу, замерзну моментально. Пришлось убрать спальник, постелить вниз, на каремат (коврик) одну пуховку, накинуть сверху на себя вторую пуховку, одеть на ноги теплые внутренние «сапожки» трехслойных высотных ботинок, поджать ноги под себя и таким образом коротать время до шести утра. Занятие, скажу я вам, очень неудобное и неприятное! К тому, же на 6-тысячной высоте довольно опасное! Но других вариантов не было! Грела лишь мысль о том, что самое сложное уже позади и рано утром будем спускаться в «цивилизацию». Я видел, что какие-то проблемы были и у моего соседа, Пьера. Но мне, честно говоря, было не до его проблем! Свои бы решить! Пьер, не в обиду!

Спуск начали в шесть часов утра. Во втором лагере отдохнули немного, забрали свои вещи, оставленные здесь перед уходом наверх, и уже в связках по 2-3 человека пошли дальше, вниз. По традиции час привала в Тяньшанке. Все-таки после вершины сбросили почти 3000 метров высоты и организм мой перестал сопротивляться, позволив мне насладиться тут напитками. Дальше в первый лагерь, где мы отдохнули, пообедали. И тут же  собрали все свои вещи и сразу направились вниз, в базовый лагерь. Оставаться на ночь в первом лагере, как обычно делается, мы не стали. Наша цель - Ош! Замечу, что тропа с первого до базового лагеря была в отвратительном состоянии после недавнего снега, который местами растаял, превратив тропу в грязное месиво. В базовом лагере нас тепло поздравили с восхождением и начальник лагеря в торжественной обстановке вручил нам Сертификаты о восхождении на пик Ленина, которые мы заслужили в полной мере! В седьмом часу вечера мы загрузили свои вещи и на двух микроавтобусах направились в Ош, куда и прибыли благополучно в час ночи.

Это было что-то нереальное! Еще 19 часов назад мы были в штурмовом лагере пика Ленина на высоте 6100м. в экстремальных условиях, а сейчас - в роскошном пятизвездочном отеле «Jannat hotel & resort». За эти 19 часов мы спустились на 2500 метров вниз, преодолев 22 км в весьма непростых условиях, а затем проехали 260 км до Оша. И это после вчерашнего дня, когда мы проделали колоссальный объем работы!

В гостинице мы разошлись по номерам, договорившись встретиться на первом этаже через час. Заранее, еще с базового лагеря, были заказаны плов и шашлык! И, конечно же, у нас было чем все это запить! Посидели мы очень классно, несмотря на то, что время было далеко за полночь, и замечательно отметили завершение экспедиции. Была очень теплая, дружественная атмосфера, прозвучало много добрых слов. Вдобавок к Сертификатам, врученным нам в базовом лагере, здесь от имени «Клуба 7 Вершин» нам вручили медали за восхождение с изображением пика Ленина и памятными датами! Разошлись уже под утро.

…Читал в интернете, что по статистике, до вершины доходят 20-30% альпинистов, предпринявших попытку восхождения на пик Ленина. Если это так, большой респект нашей группе, в которой из 13 человек 12 достигли вершины! Назову ребят, достигших вершины: Александр, Алексей, Анна, Вероника, Виктор, Дмитрий, Зиябутин, Никита, Николай, Олег, Пьер, Семен.  Я в ходе рассказа специально не называл имен ребят, не хотел никого выделять. Здесь, тем не менее, хочу пару слов сказать про двоих участников группы, не называя их имен. Я видел, как этим ребятам было тяжело. Но они, стиснув зубы, превозмогая все трудности, шли вверх и достигли вершины! Были проблемы у них и при спуске. Думаю, что в горах очень важно умение терпеть, необходимо проявлять стойкость и выдержку. Без всего этого, как бы ты не был физически развит, в горах делать нечего! Эти двое ребят и проявили данные качества в полной мере! Честь им и хвала! Ну, и хочется отметить обеих девочек, достигших вершины: Анна и Вероника. Эти девушки, думаю, еще себя покажут!

Хочу отметить обязательно, что на протяжении всей экспедиции команда Владимира Котляра, включая всех гидов, проявила себя с самой лучшей стороны! Назову гидов. Это, кроме отмеченных уже мною Вовы Котляра, Димы и Никиты, еще Азамат, Витя и еще один Вова. Все они готовы были прийти на помощь любому участнику в любой момент. Плюс также Настя, которая, несмотря на то, что не являлась гидом и не собиралась на вершину, принимала весьма полезное участие в нашей экспедиции! Спасибо им всем!

В заключение, как уже стало традицией, хочу поблагодарить «Клуб 7 Вершин» за прекрасно организованную экспедицию. Спасибо также и компании «Ак-Сай Трэвел» за четкую организацию работы. И, конечно же, благодарю всех участников восхождения за совместно проведенную экспедицию. Успешных восхождений, друзья, в дальнейшем и приятных впечатлений!

Зиябутин Гаджимирзаев.

31.07.2021. - 20.08.2021.

Ош-Сочи-Махачкала.

Кавуненко В.Д.

По последним данным от супруги Кавуненко В.Д. Кремация состоится 23.09. в Чт в Хованском крематории. В 12.00 начало. Адр.: г. Москва, Адмирала Корнилова, владение 42. читать больше

UPDATE Завершился сбор по программе обучения инструкторов горной подготовки

Короткие итоги от руководителя сбора Олега Николаевича Рыжанова читать больше

Короткие итоги от руководителя сбора Олега Николаевича Рыжанова

В Википедии идет борьба за Стального Ангела и Золотой ледоруб России

Обе статьи номинированы к удалению на основании – «не значимые» и «отсутствие независимых вторичных источников». Перевожу на понятный – источники должны быть не тематические, а из средств массовой информации, к которым на данный момент отнесли только «Спорт-Экспресс».

В Википедии идет борьба за Стального Ангела и Золотой ледоруб России (Альпинизм)

Отчет о горном походе 2 к.с. по районам Ц. Кавказа, совершённом группой туристов, с 1 по 16 августа 2020 года.

С. Ахсау – д.р. Билягидон – пер. Столетия (1А, 3750) – пер. Зюзина (1Б, 3750) – лед. Суган – пер. Осыпной Суганский (1Б, 3450) – пер. Рцывашки (1Б, 3540) – связка пер. [Дополнительный (3040) + Коштан (3500)] (1Б) – с. Безенги читать больше

Москва. Чемпионат мира по скалолазанию 2021. После скорости и болдеринга

В декабре 20-го провели Европу, на которой мы выиграли всё и даже больше чем всё, и медали, и путёвки на Игры, и пусть на европейский чемп тогда приехал даже не второй, а третий состав, но память о бешеной силе дворца гимнастики Ирины Винер-Усмановой осталась