Путь А. В. Суворова через Альпы. Параолимпийский переход

14 Октября, 17:18

Путь А. В. Суворова через Альпы. Параолимпийский переход.

Суворовский завет: "Приучай себя к деятельности неутомимой, повелевай счастьем: один миг иногда доставляет победу".
В настоящее время трудно быть олимпийцем. Условия, в которых оказались российские атлеты не очень благоприятные. Возникает много вопросов. Зачем тренироваться, как участвовать в соревнованиях и побеждать? Почему важно поддерживать темпы развития физической культуры и спорта. И, главное, как в таких обстоятельствах сохранить силу духа! Обратившись к истории нашей страны, мы найдем много примеров. Наиболее впечатляющим является отношение легендарного русского полководца А.В.Суворова к своему делу. И особенно ярко в этой деятельности во всемирной памяти выделяется история его Альпийского похода.
Это и побудило нас разработать наш проект, целью которого является привлечение внимания к развитию Параолимпийских видов спорта в России и за рубежом, и моральная поддержка российских спортсменов с ограниченными возможностями.
Участники проекта Сергей Шарапов, Андрей Гостев и Дмитрий Неуступкин - петербуржские спортсмены с нарушением зрения (IBCA группа В-1 и В-2). Они повторят маршрут самого сложного - горного участка Швейцарских Альп, принесший уважение русским воинам, победившим в тяжелейших условиях благодаря умению и силе русского духа.

Однако у нашей команды возникли трудности, как и у генералиссимуса Суворова. За неделю до отправления серьезно заболел наш опытный инструктор по альпинизму - Николай Зверев, на которого возлагалась функция сопровождающего и переводчика, корректирования маршрута на местности, выбор стратегии восхождений на горные перевалы и вершины. По причине малого срока и в связи с невозвратными авиабилетами замену найти не удалось. Поэтому команда клуба «масштаб плюс» была поставлена в непростое положение. Как мы будем без знания языка покупать билеты и продукты, общаться с населением, где и как ночевать, и как вообще будем проходить через горные перевалы? Но мы решились….
И вот начало! Мы едем ночным поездом из Питера в Москву. До вылета времени достаточно, поэтому в качестве тренировки прошлись по утренней Москве от Курского вокзала до Киевского по старинным улочкам. И символично стартовали на Красной площади.

Бесплатно добираемся до аэропорта Внуково и летим в Италию. Главное в момент сбора рюкзака составить список требуемого с учетом его веса, а также зафиксировать в памяти, где и что можно закупить в другой стране. Добросились до аэропорта Бергамо, затем автобусом до Милана. Пока брели до хостела по колоритным, тихим и небольшим улочкам постепенно проникались итальянским очарованием.
Посещая специализированные лекции в «Русском музее», экскурсоводы отмечали факт близости русской и итальянской культур что мы и почувствовали во время ознакомления с Миланом.
Удивительно, что в хостеле не оказалось плиты. В наличии была лишь микроволновка, а электрочайник мы получили у администратора только благодаря смелому и первобытному языку жестов. Нас это не смутило – докупили в магазине туристического снаряжения баллоны с газом для горелки и приготовили ужин на улице. В это время наш Дмитрий на общей кухне знакомится с постояльцами. Итальянцев взволновало то, что он массажист, и они что-то пытаются до нас донести, но это оказалось языковой загадкой.
Наш поход было решено провести летом в августе, а не поздней осенью, с целью повышения безопасности, что и отличало нас от солдат русской армии. Но настоящим испытанием во время всего проекта стала изнуряющая жара. Сергей целенаправленно изучал мобильное приложение MAPS.ME и выискивал питьевые фонтаны, которые всегда обозначены на карте. На протяжении всего пути они помогали стойко переносить жару. Условно можно назвать, все наши манёвры по Италии и Швейцарии «перебежками» от фонтана до фонтана, от тенька до тенька и, немного магазинного кондиционера, охлаждающего перегретые организмы.

Важно отметить, что в Европе самое бюджетное – это перемещение на автобусе. Однако билет можно купить только через Интернет. Автобусных касс нет. Поэтому либо бронировать заранее, либо в процессе искать зоны вай-фай, но с этим в Европе не просто. Помогает в этом специальное мобильное приложение для автобусов FlixBus.
По дороге из Милана в Беллинцона, как и русская армия, ощущаем постепенное повышение рельефа. Подступают альпийские горные цепи, долины прорезают бурные реки. Сейчас, правда, все намного проще, благодаря современной инфраструктуре: туннелям, проложенным сквозь каменные твердыни, эстакады, перекинутым через пропасти мостам.
И вот наш первый акклиматизационный подъем. Вновь жара! Встречаем несколько питьевых фонтанов. Хорошо!
Здания в городке размещаются на террасах. До самых высотных зданий тянется асфальтовый серпантин. Поднялись к средневековой крепости по старинной мощеной тропинке. Крепости здесь интересны тем, что их амбразуры напоминают родные кремлевские стены. Внутри есть две части, одна общедоступная, другая за отдельную плату. Можно совсем ознакомиться визуально и тактильно. Эпизод, характеризующий толерантность европейцев - дети бегают по крепости, появляется наша группа, взрослый восклицает: «Ахтунг» - и дети, замечая нас, становятся максимально внимательными и корректными.

Но на этапе доброски до Айроло возникает проблема - как в автомате купить билеты на электричку. Но доброжелательные пассажиры помогают нашему слабовидящему участнику Сергею Шарапову. В итальянском метро такую же проблему удалось решить с помощью смекалки и опыту общения с иностранными автоматами. Пока Сергей обдумывал, как купить билеты мы с Димой наслаждались музыкой их синематографа. Это было замечательно! Ведь на каждом швейцарском вокзале есть пианино, и все желающие могут на нём сыграть. Также пассажиры помогли нам удостовериться, что мы сели именно на ту электричку, которая следует к нашему месту назначения. И вот мы едем в самой высокогорной и высокотехнологичной электричке в мире, при этом еще и самой дорогой*(тысяча рублей за 50 км пути).

В Айроло начался сложный участок похода. Здесь русская армия ожидала получить гужевой транспорт для перевозки груза через Альпы в виде осликов и лошадей. Однако в должном количестве их не оказалось, поэтому пушки в горы русские солдаты попросту тащили своими силами.
Когда мы отправились на штурм перевала Сен-Готард, груженые рюкзаками пришло глубокое понимание о тех экстремальных условиях, в которых нашим предкам приходилось бороться и побеждать! В дороге приходит на ум знаменитая суворовская цитата: «Мы русские и потому победим».
Здесь всё экологично. Свежий горный воздух, с оттенком навозного аромата. Ведь на протяжении всего перехода нас сопровождал звон коровьих колокольчиков. На альпийских лугах Швейцарии пасется много коров, эти животные тут как в Индии в приоритете. Причем, хотя их и не видно, а по звуку слышно, что где-то они рядом бродят.
Чем выше поднимаемся, тем склоны становятся круче, трава сменяется камнями и скалы начинают теснить дорогу и отвесно нависать, образуя высоченные бортики с двух сторон. Самоощущение завораживает и устрашает одновременно.
На вершине перевала – памятник А.В. Суворову (великий русский полководец едет верхом на коне и помогает ему в этом, ведя за узду коня швейцарский проводник Гамба). Здесь помнят русских воинов, их доблесть и отвагу. Для нас же это означает завершение первого ходового дня.

Стратегия похода диктовала главное - автономность, поэтому всё необходимое было в рюкзаках. Если не отыщем хостел или отель - заночуем в любом подходящем месте. Здесь главное помнить два правила: нельзя ставить палатку на частной территории (иначе владелец может обратиться в полицию) и разводить костры, и как мы потом убедились даже в специльноотведенных местах в связи с повышенной пожароопасностью. Поэтому приготовить пищу можно на газовой горелке.
В Италии, и особенно в Швейцарии очень высокие цены на все продукты питания, как и на все в принципе. Поэтому часть продуктов мы везли из России, а по необходимости докупали их в сетевых магазинах. Тут работает наблюдение, чем крупнее магазин, тем дешевле. В самих маркетах можно экономить, покупая товар со скидкой до 50%, у которого подходит срок реализации (обозначается яркой наклейкой).
На перевале теперь все по-европейски и музей у озера, и кафе, и магазинчики и даже гостиницы - полный сервис. А еще здесь где-то в этом месте начинается великая немецкая река - Рейн.
Во второй и третий ходовой день маршрут вроде бы должен стать легче, но по факту этого не произошло. Всё красиво, но чем дальше, тем больше солнце поджаривает. На спуске по экотропе скорость нашей команды небольшая. Для безопасности важно озвучивать незрячему спортсмену почти каждый камень, форсировать ручьи и другие естественные преграды. Трекинговые палки - то, что надо в подобных условиях для слабовидящих. Выходим на шоссе, скорость продвижения в разы увеличивается, но через какое-то время от несущихся вниз машин и от нагревающегося асфальта «взрывает» голову. «Домчались» до «Чертового моста». Это вообще невероятное место ни словесное описание, ни фото, ни видео не передадут его природную силу и неприступность. Со всех сторон высочайшие вертикальные скалы, на дне ущелья бурный поток воды и лишь один узенький арочный мост позволяет перебраться с одной стороны ущелья на другую. По сути, Суворов подарил Швейцарии независимость, поэтому в этом месте есть участок российской земли, где расположен памятный мемориал. Именно тут русские воины во главе с фельдмаршалом А.В.Суворовым, одержали славную победу, вошедшую во все мировые учебники, благодаря силе духа и беспримерному мужеству. Одно дело прочитать про этот уникальный подвиг, и совсем другое быть тут и почувствовать это.

Подняв российский флаг, мы переходим через «Чертов мост». Это символичный параолимпийский переход как своеобразный знак поддержки отечественных спортсменов с ограниченными возможностями. Видимо к 220 –литию этого знаменательного события строители ведут отдельную велодорожку, по которой мы продолжаем движение вниз. Однако, после утомляющего хождения по экотропами, каким-то непостижимым образом мы оказались на Хайвэе (скоростная дорога). Друг за другом мы «несемся» вдоль отбойника и постепенно приходит понимание, что идем мы где- то не там. Нам подмигивают проезжающие машины, сигнализируют водители - по понятным причинам в полной мере нас это не беспокоит, но некомфортные ощущения присутствуют. Снова машины взрывают мозг, и, найдя техническую перемычку, с облегчением «уносим ноги» на параллельную второстепенную дорогу. Перед въездом в город нас встречает полицейский патруль. Останавливают, уточняют, мы ли это ходили по скоростной дороге. Мы отвечаем, что больше так не будем. Тут Дмитрий выстегивает карабин из веревки, которой связаны для того, чтобы у незрячего было четкое понимание о направлении движения. Он звонко падает на дорогу. Удивленные сотрудники правопорядка уточняют, почему Дмитрий так идет. Потому что он не видит, отвечаем мы. И вообще все мы спортсмены с нарушением зрения. Еще более удивленно задают вопрос: «Что вы тут делаете?» На бурной смеси англо-немецкого языка рассказываем о цели нашего пребывания в Швейцарии. Немая сцена. После некоторого замешательства они объясняют, что по скоростным трассам пешеходам, ввиду повышенной опасности, двигаться запрещено. Гулять можно только по обычным дорогам. Хотя мы и сами почувствовали «жареное», но максимально корректное отношение и внимание всех участников дорожного движения по отношению друг к другу, особенно в таких сложных горных условиях ощущалось повсеместно. Рядом с нами притормаживали велосипедисты и мотоциклисты, подальше держались автомобилисты, даже на Хайвэе. В итоге у нас проверили документы. Взыскали по местным меркам самый мизерный штраф в 20 франков, вроде как за незначительное нарушение порядка, а затем отпустили с пожеланием счастливого.

В виду болезни нашего переводчика нам пришлось упростить проект и отказаться от встреч с активистами, занимающимися историей альпийского похода А.В.Суворова и от посещения некоторых памятных мест, требующих предварительную договоренность. Таким образом, мы сосредоточили наши усилия на спортивной составляющей нашего проекта.
На следующий день, измученные жарой, добрались до города Альтдорф. Спустились к Люцерновому озеру, отыскали пляж и искупались. После, вечерний финальный марш-бросок к питьевому фонтану. Стратегический запас воды на сегодня и на завтра припасли. А на месте сохранения рюкзаков, прямо под носом штука с краном и кнопкой - это же питьевая водица. Неожиданное открытие заставило тщательнее исследовать это место. Эврика! Найден приятный бонус для туриста – «космически» как мы его назвали туалет, потому что с максимальным набором комфорта (мыло, фен и вода в наборе и бесплатно). Вот это стоянка! После ужина нас ждал новый сюрприз. Раздались пушечные выстрелы, длинным раскатистым эхом разносящиеся над озером.
Следующий день оказался максимально противоречивым и тяжелым. Рано утром начали подъем на перевал Кинциг-Кульм. Вначале по экотропе, вдоль горной речки, через мостики, переброшенные с одного крутого берега на другой. Вид у нашей группы оригинальный – Сергей идет впереди и ориентируется на местности, затем мы с Димой в связке. Шаг в шаг и повторяем те же движения, которые совершает Сергей. В то время когда проходил Суворов, дороги на перевал не было, то есть она была на карте, а по факту отсутствовала. До Суворова Альпы, особенно в этих местах, считались труднопроходимыми или вовсе непроходимыми. К полудню началось самое пекло, появились фермерские хозяйства, альпийские пастбища, перегороженные электропроводами. Проход свободный через турникеты, калитки, и загородки. Стало душно, заходили грозовые тучи. А ребята начали жаловать на недомогание, усталость и боли в животе. Еле идут, но тащат рюкзаки. Скорость падает, остановки все чаще и чаще. И вот перевалив через доминирующий гребень силы их покидают. Решили в тени устроить обеденную стоянку. Постелили коврики и дремота одолевает. Вдруг раскаты грома оповестили, что сейчас ливанёт. За 3 минуты устанавливаем палатку, переносим в нее скарб. И тут полил как из ведра. Наш походный домик стойко перенёс сильнейший ливень. Ничего не промокло, что важно в любых путешествиях. За три часа ребята высыплись. Что это было, не ясно в полной мере, то ли горная болезнь, то ли тепловой удар, то ли отравление. Старый фермер попросил нас покинуть пастбища – коровы, мол, боятся палаток.

Симптомы стихли немного, и мы, пользуясь возникшей вечерней прохладой, побрели дальше. За 2 часа прошли 5 км. По хорошей фермерской дороге подобрались к горнолыжному курорту. До дождя мимо нас проезжали группы велосипедистов на маунтинбайках, пешие туристы с гидом – проводником. У всех небольшие легкие рюкзаки. На горнолыжном подъёмнике поднимаются на гору, проходят несколько километров по относительно простому маршруту и дальше спускаются к автостоянке, где на машинах подъезжают к озеру. Подойдя под перевал, мы заночевали на горнолыжном склоне, рядом с питьевой водой. Рядом с тропами встречаются деревянные корытца, к которым походит длинный шланг из ближайшего ручья. Насос качает воду и в емкости всегда есть вода, а клапан не позволяет ей утечь обратно в ручей. Для нас в такую погоду это было настоящее спасение.
Утром по холодку штурманули перевал. А спуск, как говорят опытные альпинисты, самое сложное. Скорость у нас снизилась почти до 1 км в час. Ведь незрячему спортсмену во избежание травм главное не торопиться. По каменным сыпухам, и самое сложное, по травяным ступенькам в сопровождении пасущихся коров, добрались до небольшого озера. Пока пили чай на берегу, нас атаковали коровы, такие вкусные мы им казались, наверное. От ферм пошла приличная дорога с живописными видами, приведшая нас в Муототаль. Здесь в монастыре у Суворова состоялся военный совет. В связи с недомоганием и с отклонением от ходового графика решили доброситься автобусом до следующего населенного пункта – Гларус автобусом. Однако выяснилось, что через перевал Прагель рейсовых автобусов нет. И вот снова вечером навьючиваем рюкзаки и ползем в гору. Пошел небольшой дождик, который не только всё охладил и даже улучшил самочувствие. Смеркалось, пора искать место для стоянки. Только вот скалы и склоны формируют местность так, что плоских участков для палатки, в общем-то, нет. Дошли до заповедника, но в нем устанавливать палатку нельзя. И снова приложение МапсМи и разведывательный опыт помогает нам отыскать стоянку на альпийском пастбище.
С утра берем перевал и начинаем длительный спуск к Гларус. На встречу двигаются много любителей активного отдыха: велосипедисты и лыжероллеры. Причем некоторые байкеры в гору подключают электромотор. К вечеру добравшись до города, традиционно опустошаем магазины. Пока искали автобус для переброски в следующий пункт, посетили рок концерт местной альтернативной музыки. Автобуса снова не нашли, поэтому выдвинулись к месту для пикника на краю города, где хотели развести костер. Тем более что на всех оборудованных стоянках находились поленницы полные дров. Разбив лагерь, приготовили ужин. В мерцании костра только устроились перекусить, как к нам подходят взволнованные полицейские и требуют погасить огонь. В итоге диалога на гремучей англо-немецкой смеси нам разъясняют правило, заодно фотографируют для проверки документы. Снова удивляются, что мы идем по пути Суворова.

Следующий день посвящаем подходу к самому сложному перевалу Паникс. В этой части Альп населенных пунктов меньше. Причём на протяжении всего маршрута можно отметить, что местных жителей встречаем крайне редко и это удивляет. Всё те же удивительные горные пейзажи, альпийские луга, темные ели, пасущиеся коровы.
К вечеру подошли к подножию Паникса. Разбиваем лагерь. Мы с утра двигаемся вверх по маркированной тропе. С одного края ущелья на другое через реки переброшены удобные мостики. Постепенно склоны становятся более крутыми и начинаются пропасти, вплотную к которым подступает тропа. Заходим в зону снегов, скользим по снежнику. В какой-то момент вообще теряем тропу, усиленно изучаем карту и логика подсказывает нам, где она. На седловине привала высокогорный приют небольшой домик в швейцарском стиле, где мы и заночевали. Подобные места в Европе распространены, если путника застанет непогода, накатит усталость- то здесь можно приготовить еду, просушить вещи и восстановить силы. Все это находится на высоте 2407 метров над уровнем моря. На этом домике присутствует мемориальная табличка в память о событии 1799 года.

Наша команда спустилась благополучно к городу Иланц, затем электричкой отправились в Кур, откуда автобусом добросились до Цюриха, где и финишировал наш спортивный проект.
За 10 дней участники преодолели по пути Суворова больше 200 км., получили сильный эмоциональный заряд, похудели и устали, и на практике убедились в том, что как говорил Суворов: «Непреодолимого на свете нет ничего».
В конечном итоге наш «Параолимпийский переход» удался благодаря силе духа, хорошей физической форме, значительному опыту путешествий и сходности команды.
Летим на родину!

ИСТОЧНИК:  www.moya-planeta.ru

Все комментарии - Добавить свой

Комментарии пока отсутствуют ...