+7 800 222-88-48

Андрей Волков. Машина времени и высотный альпинизм

"Бог не существо вне меня, но лишь моя мысль" И. Кант ... В 1983 году, примерно в это же время года, конец июля - начало августа, я впервые попал в высокие горы. Это значит, по формальной альпинистской классификации, пики выше 6400м над ... читать больше

"Бог не существо вне меня, но лишь моя мысль" И. Кант

...

В 1983 году, примерно в это же время года, конец июля - начало августа, я впервые попал в высокие горы. Это значит, по формальной альпинистской классификации, пики выше 6400м над уровнем моря. Я был тогда студентом 6 курса МИФИ и к этому времени 5 лет увлечённо занимался альпинизмом, помимо обучения по специальности "Ядерные энергоустановки". В основном это были технические маршруты Кавказа, и моя квалификация КМС (кандидат в мастера спорта) по скалолазанию очень способствовала моему ускоренному прогрессу в наборе восхождений и соответствующему разрядному росту в альпинизме.

Альпинизм- синтетическая деятельность, и там собственно техническое мастерство: сила, быстрота, координация, выносливость - лишь половина дела. Пожалуй, более важны набор опыта восхождений и анализ ошибок и достижений. After action review в форме групповой рефлексии. Только так получается опыт, а иначе остаются лишь впечатления. То есть, можно сказать, думать (планировать, сценировать, коммуницировать, критически разбирать исполненное) - это обязательный компонент горовосхождения.
Примерно 10 лет, 30-50 маршрутов, включая 5-7 восхождений высшей шестой категории категории, делают квалифицированного альпиниста. Ориентировочно конечно, так как люди разные и по "физике", и тем более по вышеуказанным интеллектуальным способностям. Звание КМС или МС здесь лишь вторичная интегральная фиксация пройденного пути. Знак упрощения для спортивного опознавания.

Итак, к 1983 году я был подающим надежды перворазрядником, и потому меня пригласили поработать вспомогателем в высотную экспедицию для восхождения на пик Хан-Тенгри (7010) и пик Победы (7439). В СССР было всего 5 семитысячников и тот, кто проходил все из них, назывался "Покоритель высочайших гор СССР", то есть это и есть звание "Снежный барс". На фоне нескольких десятков тысяч занимающихся альпинизмом таких было 2-3 сотни, для нас, героев.

Компанией в 10 человек после 6-дневного путешествия мы залетели вертолётом Ми-6 на ледник Дикий под склонами пика Победы и разбили базовой лагерь на 4000. Мир распахнулся для меня и приобрёл невероятный масштаб. Зрение обманывало. Намечаешь себе точку, например, на леднике или на склоне, и идёшь туда с удивлением в 2-3 раза больше, чем в такой же ситуации на Кавказе. Как будто все умножили на 2, а ты этого не понял.

Высотный опыт был у меня книжный и из редких рассказов бывалых, но я был спокоен, так как я же всего лишь вспомогатель, на вершину не планировался. Моим делом было помочь поднести груз на высоты 5000-6000. Туда куда позволит здоровье, ведь коварный недостаток кислорода играет злую шутку. Ты вроде нормальный и тренированный, но твои достижения на "равнине" как бы обнуляются, и надо заново учиться быстро ходить и носить грузы. Акклиматизироваться. Приспосабливать организм работать в "тонком воздухе". Чуть форсируешь процесс, и тебе гарантирована резкая головная боль и рвота, "горняшка", а если совсем игнорируешь сигналы организма и ускоряешься "как внизу", то и до отека лёгкого и летального исхода можно себя довести. У одних высотная акклиматизация занимает неделю, у других 2, а некоторые так и не могут преодолеть магические 6400 независимо от своих "равнинных" спортивных достижений. И загадку эту можно разгадать для себя, только попробовав. Никакие барокамеры здесь не помогают, несмотря на многочисленные испытания, в том числе на людях.

У меня как-то пошло с высотой. И уже день на 6-7 от начала экспедиции я оказался вместе с опытными товарищами на 6000. Все шло здорово, я работал не хуже бывалых и бодро таскал грузы между базой и тремя высотными лагерями. К этому времени гора и трудности акклиматизации расставили коллектив "по местам" и, видя, что я работоспособен, меня как бы естественно включили в состав на восхождение.

А дальше все стало происходить нештатно, и я наделал кучу ошибок. Две ночи и три дня выше 6000. Тесная палатка, предназначенная на четверых, в которой мы ютились сидя 7 человек. Плохо работающий примус и почти полное отсутствие питья. Неправильно подогнанная обувь, это шекельтоны, которые сейчас и не во всяком музее найдешь. Работа по 18-20 часов без остановки, включая ночь соответственно. Ну просто "ужас, летящий на крыльях ночи". Последствия драматичны. Когда мы спустились в базовой лагерь, 2 пальца на ноге были фиолетовыми и распухшими. Доктор сказал - "наверное их потеряешь, 2б степень обморожения".

Через два дня пришёл вертолет, который забрасывал ещё одну экспедицию, и я с доктором смог вылететь прямо в Бишкек с пересадкой сразу в Москву. Институт им. Склифосовского, ожоговое отделение, в котором я один обмороженный, на улице 25 градусов тепла и бесконечные шутки всех остальных обожженных электросваркой и газоацитиленом обитателей палаты. Две недели, и меня выписали, молодой организм не отдал пальцы на ампутацию, и всего через год даже выросли новые ногти:).

...

Прошло 34 года.

Следующие после 1983 года 20 лет активного альпинизма сместили меня совсем из "технаря" в "высотника", хотя душа всегда была в "стенном" альпинизме. 11 восхождений на семитысячники СССР, снежный барс соответственно. Из них два успешных восхождения на самый северный в мире и самый трудный пик Победы (7439) с новым маршрутом нашей команды (маршрут Журавлева). С распадом СССР появилась прежде нереальная возможность попробовать себя и на вершинах выше 8000, все 14 которых расположены в Гималаях. 4 экспедиции: Эверест (8848), К2 (8611), Нанга-Парбат (8213) и Чо-Ойю (8123) с 1992 по 2002 годы, все завершились восхождением нашей команды, работая на маршрутах без кислорода и высотных шерпов (лично я не дошёл только на К2 600 метров до вершины, а кислород попробовал чуть чуть только на Эвересте после 8000 метров). Были и потери друзей.

Затем интересные проекты в сфере образования, административные должности, две диссертации и неожиданно для меня долгое президентство в Федерации альпинизма вроде окончательно "закрыли" для меня тему высоких гор. Тем более сильные "заменители" в виде 1600 прыжков с парашютом, психоделического бейс-джампинга открыли большую свободу и красоту быстрого и свободного движения вниз, прямо противоположную аккуратному движению вверх в альпинизме.

Но желание восстановить в себе способность к длительной работе со спортивной выносливостью, как реакция на офисное существование в жанре костюмов, галстуков, бесконечных чашек кофе и прочих атрибутов "корпоративного" стиля жизни, привела меня к занятию триатлоном с естественным выходом на дистанцию ironman. Эта способность терпеть по 12-14 часов на такой дистанции как-то легкомысленно вселила во мне уверенность что я ещё ого-го)). И я захотел вернутся на Хан. Захотелось "сесть" на машину времени и поработать в "тонком воздухе" как тогда, 34 года назад.

Опрометчиво выделив себе всего 15 дней на это путешествие, я с друзьями вылетел в восточный Казахстан. Оказавшись опять на леднике Инылчек и увидев 3 вертикальных километра громады знаменитой северной стены Хан-Тенгри, я с интересом стал наблюдать за собой, как бы расслоившись на 3 ипостаси: я 23 летний (исторический), я как современная психосоматическая машина (физиологический), наконец я это все наблюдающий:). Планируя на месте наш график, вдруг стало очевидно, что с правильной акклиматизацией у нас как-то дефицит времени, и мы решили экспериментировать с собой и высотой. В первый же выход мы поднялись на 4500, а затем на 5500, проведя таким образом 3 ночи на высоте. То что мы работали в темпе и спокойно, вселило в нас большую уверенность. С современными приборами, измеряя оксигинацию (концентрацию кислорода в крови) и динамику пульса постоянно, мы увидели, что все справляемся и с высотой, и с нагрузкой. И мы решили, что готовы.

Отдохнув на высоте 4000 всего полтора суток, мы пошли в штурмовой лагерь-3 на высоте 6000. За два дня преодолев с грузом 2000 вертикальных метров, мы уже не чувствовали лёгкости и свежести. Но оксигинация 75. Значит, все нормально. Короткая ночь, подъем в 4 утра и, засунув в себя что-то наподобие каши, мы в 6 утра начали подъем по вершинному гребню. Сильный ветер, медленные движения, остановка после каждых 6-8 шагов, дыхание широко раскрытым ртом. После 12 часов таких самоистязаний я наконец-то достиг вершины 7010. К этому времени в горле, обожженным холодом, застрял комок слизи. Растягиваемые 900 граммов жидкости близились к концу. Солнце садилось за горизонт, приближалась непогода, пропадала видимость. Тревога была, но спуск однозначный, по закреплённым ранее веревкам (перилам) внушал уверенность в том, что будет все нормально. В 20 стемнело, включили налобные фонари, пошла снежная крупа и электрические разряды от грозового облака заставляли гудеть ледорубы. Мы с напарником работали как роботы. Съезжали по верёвкам, одну за другой, с помощью тормозного устройства. Время исчезло. Пообещав базе в 20 часов, что сможем выйти на связь по рации следующий раз в 22, когда спохватились, было уже 24. Подошли к палаткам на 6000 уже в 1.30 ночи. 19 часов нон-стоп. Многовато.

Первая кружка чая сразу закончилась рвотой. Непрерывный кашель заставляет задыхаться. Измеряю оксигинацию и настроение переходит в большую тревогу. 51!. Это опасно мало. Я сам занимался не раз спасработами ребят в таком состоянии. Дискутируем о необходимости продолжения спуска, так как такие низкие показатели легко переведут меня в отечное состояние. Тем не менее решаем не спать, но дождаться рассвета. Все устали предельно, чтобы продолжать работу прямо сейчас. Ребята проваливаются в короткий сон. Принимаю дексаметазон, чтобы поддержать организм этим гармоном. Пульс сидя 110 и соответствующее дыхание. Как будто я не сижу, а бегу. Боюсь лечь в таком состоянии.

Наконец первый свет. Солнце. Становится заметно теплее. Собираем вещи, на что уходит при этом замедленном темпе 2 часа. Начинаем движение вниз. Сил нет. Приходится часто останавливаться. Как будто мощность двигателя упала на 70 %. Вместо 4 цилиндров работает 1.

После 3 часов спуска на 5000 метров улучшаются параметры - на оксиметре 72!!. Риск больших неприятностей ушёл, хоть силы и не восстановились. За 9 часов такого инвалидного спуска мы приходим в базовой лагерь на 4000. Утром вертолёт в зеленку на 2000 метров и ещё 5 часов машиной, и мы в Алма-ате. На 1500. 36 тепла.
Всего сутки назад были на 7000 в морозе и ураганном ветре, и вот слабо одетые девушки проходят на высоких каблуках по жарким улицам трёхмиллионного красивого города. Что из этих двух вещей было реальностью?:)

Ошибка состояла в том, что не хватило 2-4 дней акклиматизации. И эта ошибка была порождена уверенностью, что, пробежав зимой 6 лыжных марафонов по 60 км каждый, я приобрёл гарантию, что "мотор" справится с "тонким воздухом". Нет! Высота - это другое.
Я рад, что смог вернуться в большие горы с попыткой убедить себя, что 23 - это не очень большая разница с 57. Но не все возрастное ухудшение метаболизма оказалось можно компенсировать опытом и современным снаряжением:)
Будем аккуратнее двигаться дальше.

Я очень благодарен моим друзьям по восхождению Роман Брык (Roman Bryk) и Константин Диковский (Konstantin Dikovsky). Это было их первое восхождение на семитысячник. У нас была общая картина дела, мы заменяли друг друга в работе, и мир наших этических ценностей оказался при испытании прочным и похожим. Это была команда.

Источник

Группа «Отцы и дети» успешно завершила первую часть экспедиции в Танзанию. Смотрите фотогалерею

Группа под названием «Отцы и дети» под руководством гида Клуба 7 Вершин Сергея Ларина успешно поднялась на вершину Килиманджаро. Смотрите фотогалерею полностью (75 фотографий)               ... читать больше

Бразильская группа Сергея Семыкина нашла идеальное место для снежно-ледовых занятий

Сергей Семыкин, гид Клуба 7 Вершин: Бразильская группа. Второй день акклиматизации. Нашли отличный склон, и снежно-ледовые занятия, действительно оказались снежно-ледовыми. Самочувствие и настроение отличные! Чего и всем желаем!   ... читать больше

Маттерхорн почти не виден, утонул в снегу

Нужно возвращаться в лето. За ночь выпало около 30 сантиметров снега...             читать больше

Нужно возвращаться в лето. За ночь выпало около 30 сантиметров снега...

Американец Chuck Odette (61) прошел Bulletproof Monk 8b+.

Chuck Odette (61 год) сообщил о прохождении им скального маршрута "Bulletproof Monk" сложности 8b+. Он становится новым возрастным рекордсменом. Запись Американец Chuck Odette (61) прошел Bulletproof Monk 8b+. впервые появилась ... читать больше

Запись Американец Chuck Odette (61) прошел Bulletproof Monk 8b+. впервые появилась mountclimb.pro.

Фотографии из экспедиции на Казбек от Надира Ситдикова

Фотографии из экспедиции на Казбек от Надира Ситдикова...                                   читать больше

Фотографии из экспедиции на Казбек от Надира Ситдикова...

Спартакиада учащихся России в Тюмени: программа

Обновлена программа проведения соревнований читать больше

Обновлена программа проведения соревнований

В Абакане стартовала уникальная гонка "Siberman "

Сегодня в 6.30 утра в Абакане стартовала уникальная гонка, организованная красноярцем Николаем Трегубовым и К. "Siberman " это 10 км плавания, 421 км велосипеда и 84 км бега, сообщает пресс-служба Федерации триатлона Красноярского края. Дистанцию нужно преодолеть за три дня. В состязаниях участвуют 15 экстремалов в режиме соло и 8 эстафетных команд. Среди участников представители четырех стран.

В Кабардино-Балкарии совершили массовое восхождение на Эльбрус

В "Эльбрусиаде-2017" в Кабардино-Балкарии приняли участие более 300 человек. "Сколько точно человек взошло на Эльбрус в этот день неизвестно, так как присоединились сборные команд СНГ и регионов, которые проходили акклиматизацию отдельно. Было подготовлено 300 жетонов участников, и их не хватило", - рассказала пресс-секретарь оргкомитета мероприятия Надежда Веселова.

Во Владивостоке финишировала ультра-марафонская шоссейная многодневная велогонка Red Bull Trans-Siberian Extreme. Тяжелейшие погодные условия, расстояние в 9156 км, более 80 км суммарного набора высоты, 8 часовых и 5 климатических поясов преодолели трое участников, а победителем со второй попытки стал петербуржец Алексей Щебелин. Таким образом из 10 стартовавших 18 июля в Москве участников Red Bull Trans Siberian Extreme всю дистанцию удалось преодолеть лишь троим   Щебелину, Пьеру Бишоффу (Германия) и Марсело Флорентино Соаресу (Бразилия).

Экстрим-прыжки в Хунзахский каньон совершат 120 человек из разных регионов России

С 10 по 13 августа в Хунзахском районе состоятся экстрим-прыжки с веревкой в местный каньон Цолотль. Это первое мероприятие такого рода в республике. Его организатором выступила команда "NO FEAR" (Ростов-на-Дону). В беседе с корреспондентом РИА "Дагестан" лидер команды Макс Шульц рассказал о том, как пришла идея собрать любителей роупджампинга и экстремальных ощущений в Хунзахе, сколько заявок уже поступило, и хотели бы члены "NO FEAR" посетить республику вновь.

Спартакиада учащихся России в Тюмени: анонс

12.08.2017 09:00 – 14.08.2017 21:00C 12 по 14 августа в Тюмени состоится 3-й этап (финальные соревнования) VIII летней Спартакиады учащихся России 2017 по скалолазанию. читать больше

12.08.2017 09:00 – 14.08.2017 21:00

Спартакиада учащихся России в Тюмени: анонс (Скалолазание, скалолазание, тюмень, скорость, трудность, боулдеринг, семен овчинников, Полина Кулагина, Дарья Фурманова, Антон Кульба)

Мои любимые бурятские Альпы

В конце июля сходили горную двойку в районе р.Ара-Ошей. Прогуляли себя и собачек)) Состав команды:Дмитрий Демьянов(руководитель),Екатерина Дорофеева(доктор),Горбунова Александра(завхоз),Горбунов Андрей(рем.брат),Демьянов Лёня,Муратова Женя,Крош и Мамай( 6 человек и 2 маламута)) Из них 2 дитёнка 16-ти и 17-ти лет.

Спартакиада учащихся России в Тюмени: анонс

C 12 по 14 августа в Тюмени состоится 3-й этап (финальные соревнования) VIII летней Спартакиады учащихся России 2017 по скалолазанию.   По итогам отборочных турниров участие в соревнованиях в Тюмени обеспечили себе 120 спортсменов 2002 ... читать больше

По итогам отборочных турниров участие в соревнованиях в Тюмени обеспечили себе 120 спортсменов 2002 – 2003 годов рождения из 28-ми регионов страны.

Среди участников победители и призеры первенств Европы, этапов молодежного Кубка Европы, первенств России 2015 - 2017 годов:

·      Семен Овчинников (Красноярский край) - бронзовый призер первенства Европы (2016) в трудности,
·      Полина Кулагина (Красноярский край) – серебряный призер этапа молодежного Кубка Европы (2017) в Болонье в скорости,
·      Дарья Фурманова (Красноярский край) – бронзовый призер этапа молодежного Кубка Европы (2017) в Устере в трудности,
·      Антон Кульба (Красноярский край) – победитель первенства России (2015-17) в скорости,
·      Игорь Бобренев (Челябинская область) – победитель первенства России (2017) в трудности,
·      Яна Гульстен (Воронежская область) – победитель первенства России (2015) в скорости,
·      София Кессель (Санкт-Петербург) – победитель первенства России (2016) в трудности,
·      София Кузакова (Красноярский край) – победитель первенства России (2016) в скорости,
·      Евгений Кузин (Красноярский край) – победитель первенства России (2016) в скорости,
·      Валерия Слободчикова (Челябинская область) – победитель первенства России (2017) в скорости,
·      Елизавета Трокина (Калининградская область) – победитель первенства России (2015) в трудности.

- Для нас в этот раз все проще, - признался в интервью пресс-службе ФСР председатель Тюменской областной федерации скалолазания Станислав Лобзов. - Всего 120 участников в одной возрастной группе. Меньше трасс, меньше работы. Стараемся, готовимся неспешно.

- Кто готовит трассы на трудность и боулдеринг?

- Главный постановщик - Руслан Ахметгареев (Магнитогорск). Помогают ему тюменцы Иван Калинин и Артем Савельев.

- Кто будет главным судьей?

- Георгий Богомолов (международная категория, Воронеж).

- На кого из местных спортсменов вы рассчитываете в плане завоевания медалей?

- Рассчитывать можем на тех, кто себя уже зарекомендовал. Это Иван Земляков, Дмитрий Костин, Уколов Даниил.

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ (время местное)

12 августа (суббота)

Трудность
10:00. Квалификация. Младшие юноши и девушки.
19:00. Финал. Младшие юноши и девушки.

13 августа (воскресенье)

Скорость
10:00. Квалификация. Младшие девушки.
12:00. Квалификация. Младшие юноши.
15:00. Открытие соревнований.
15:20. Финальный раунд. Младшие юноши и девушки.

14 августа (понедельник)

Боулдеринг
9:00. Квалификация. Младшие юноши и девушки.
18:00. Финал. Младшие юноши и девушки.
20:00. Награждение победителей и призеров.

ДОСЬЕ ФСР

Знаете ли вы, что…

… 3 августа 2016 года скалолазание было включено в программу Олимпиады-2020 в Токио.

… 6 декабря 2016 года скалолазание было включено в программу юношеской Олимпиады-2018 в Буэнос-Айресе.

… главные международные молодежные скалолазные турниры 2017 года состоятся в Австрии, Чехии, России и Франции. Первенство Европы пройдет в Слани (14 – 15 сентября, боулдеринг), Перми (28 сентября – 1 октября, скорость, трудность) и Сент-Этьене (26 – 27 ноября, многоборье среди старших юношей и девушек), а первенство мира – в Инсбруке (30 августа – 10 сентября).

Спонсор соревнований: Министерство спорта РФ.

Организаторы соревнований: Министерство спорта РФ, ФГБУ ФЦПСР, Департамент по спорту Тюменской области, ГАУ ТО ДО «ОСШОР», Федерация скалолазания России, Федерация скалолазания Тюменской области.

Календарь всероссийских соревнований по скалолазанию в 2017-м году

Партнеры ФСР: Red Fox, DoorHan, Скалодром.Ру. Партнёры по подготовке сборной команды - скалолазный центр BigWall, скалодром Лаймстоун.

Алексей СЕРГУНИН, пресс-служба ФСР

Алексей Щебелин наконец выиграл свою многодневку!

Фото: Денис Клеро / Red Bull Content Pool 10 августа 2017 года во Владивостоке финишировала ультра-марафонская шоссейная многодневная велогонка Red Bull Trans-Siberian Extreme. читать больше

Алексей Щебелин наконец выиграл свою многодневку! (Вело, Red Bull Trans-Siberian Extreme, транссиб, веломарафон, россия, сибирь)
Фото: Денис Клеро / Red Bull Content Pool

Погиб российский альпинист-инструктор Храмов Андрей Римович

27 июля во время альпинистских сборов альпклуба Таганрога в ущелье Кичкинекол читать больше

27 июля во время альпинистских сборов альпклуба Таганрога в ущелье Кичкинекол

Восходители. Не женское это дело

Владимир Шатаев в последний раз виделся со своей женой 31 июля, на высоте около пяти тысяч метров. Тогда Эля сказала: “Мы создали свой стиль восхождения — женский, поскольку не должны и не можем ходить так, как ходят мужчины” читать больше